Отчет о первой русскоязычной дата-экспедиции

Итак, неделю назад завершилась первая русскоязычная экспедиция данных, организованная по принципу так называемого mechanical MOOC («механического» массового онлайн-курса). Идея такого формата неформального обучения была выдвинута и опробована такими крупными открытыми образовательными проектами, как P2PU и School of Data (при OKFN).

Подробнее о форматах неформального взаимного обучения и его создателях можно почитать здесь и здесь.

Общее описание

  • Экспедиция длилась неделю, с 22 по 28 июля 2013 г.
  • О наборе участников мы объявили за 10 дней до начала. В итоге в экспедицию записалось 20 участников.
  • Заявленной целью экспедиции был поиск в Сети наборов данных по заданной тематике: искали данные по университетам мира.
  • Для участия в экспедиции не требовалось обладать какими-либо специальными навыками в работе с данными: предполагалось, что какие-то навыки участники смогут приобрести в ходе экспедиции, пытаясь найти пути решения поставленных задач и обмениваясь опытом.
  • Центром взаимодействия участников была специальная гугл-группа в режиме форума с возможностью подключения рассылки.
  • В качестве инструмента для координации совместной деятельности использовались гугл-документы.
  • Организационные сообщения в этой экспедиции были направлены исключительно на то, чтобы облегчить процесс коммуникации в группе на начальном этапе. Все решения, касающиеся постановки задач и стратегии действий определялись уже в ходе экспедиции коллективно всеми, кто хотел в этом участвовать.

Результаты экспедиции

Имеет смысл сразу развести их на две группы.

По итогам участия в экспедиции мы получили:

  • Три визуализации данных при помощи различных инструментов
  • Один пошаговый мануал по дата-скрэпингу для начинающих (будет опубликован в блоге чуть позже)
  • Коллективно пополнявшийся список источников данных по университетам

По итогам организационной работы у нас есть:

  • Результаты опроса среди участников – до начала экспедиции и после ее завершения
  • Сообщения в гугл-группе
  • Комплект рабочих гугл-документов, в которых велась работа

Некоторым результатам, полученным участниками в ходе экспедиции, будет посвящено несколько последующих публикаций. Пока просто некоторые ссылки:

В этом отчете мы сосредоточимся на организационных моментах и некоторых наблюдениях за процессом.

Процесс

1. О намечающейся экспедиции было объявлено всего за 10 дней, что довольно мало для таких проектов: обычно информирование начинается минимум за месяц. Тем не менее, записалось 20 человек, что при таких условиях можно считать неплохим результатом.

2. Одной из задач организаторов было облегчить процесс перехода не знакомых друг с другом участников к взаимодействию. Нам представлялось это особенно важным потому, что вся учебно-исследовательская работа в таком проекте строится на взаимодействии и сотрудничестве, но так как сам формат для многих непривычен, нужно было задать такие условия, из которых было бы легко начать.

Для этого еще до начала экспедиции (с 17 июля) мы начали подготовительную работу на форуме группы. Были опубликованы:

  • описание проблемы, лежащей в основе тематики экспедиции (поиск данных)
  • описание формата экспедиции
  • список возможных онлайн-инструментов для координации работы (с призывом дополнять по мере возможности)
  • просьба к участникам представиться друг другу

Таким образом, к началу экспедиции участники уже познакомились, то есть знали, как обращаться друг к другу и кто в чем компетентен; а также начали обсуждать между собой организационные вопросы.

3. За всё время взаимодействия (то есть начиная с первого организационного сообщения 17 июля — до начала экспедиции) на форуме появилось 124 сообщения, причем активность распределялась следующим образом:

forum_activity

Отметим, что это весьма приблизительный показатель в том смысле, что часть взаимодействия между участниками происходила в двустороннем порядке – например, в режиме переписки. Этого мы, естественно, зафиксировать не можем.

Иными словами, активность была на протяжении всей экспедиции, но её пик пришелся на середину недели.

4. В ходе экспедиции участники общались друг с другом доброжелательно, помогали советами, подбадривали и поддерживали инициативы и обсуждали полученные результаты.

Об участниках

Всего в экспедицию записалось 20 человек. Из них предварительную анкету заполнили 10. Если учесть опыт подобных проектов P2PU, то это неплохой результат: в среднем, по отчетам, на массовых курсах такие анкеты заполняет максимум 5% участников. Финальную анкету заполнили 7 человек. Переписывались на форуме в течение всей экспедиции 6 человек. Вот некоторые цифры, дающие представление о составе участников, записавшихся в экспедицию, по данным предварительной анкеты:

data_exp1_figures

Таблицы с цифрами можно посмотреть здесь.

Теперь подведем некоторые итоги.

Успехи

  • Удалось привлечь людей к участию, причем из записавшихся было шесть активных
  • Участники активно и доброжелательно взаимодействовали между собой
  • Активность в группе поддерживалась в течение всего срока экспедиции
  • По итогам финального опроса, все респонденты выразили желание поучаствовать в следующей экспедиции
  • Почти все респонденты по итогам финального опроса выразили намерение довести до конца то, что начали делать во время экспедиции, но не успели закончить.

Проблемы

  • Все участники, заполнившие итоговую анкету, сказали, что им не хватило времени на то, чтобы выполнить то, что они хотели сделать. Большинство сослались на нехватку времени из-за загруженности работой или учебой. При этом почти все сочли, что сроки в принципе соответствовали поставленной задаче.
  • Помимо этого, из вариантов ответов, большинство отметили «Было непонятно, что делать», а также некоторые предпочли формулировку «Не хватало инструктора».

Участники также высказали свои мнения и пожелания о том, как можно было бы сделать процесс более эффективным.

 Потребность в более четкой координации:

«Должна быть приоритетная цель и критерий ее выполнения, должен быть куратор, принимающий или отклоняющий предложения членов команды ради обеспечения достижения заданной цели экспедиции».

«Иметь более конкретное расписание. Иметь расписанное время на поиск, консолидацию и преобразование полученной информации. Условно: два дня ищем, два дня обрабатываем, два дня пишем».

Также высказывалось пожелание, чтобы участников, сомневающихся в своих силах, на ранних этапах больше подталкивали к выполнению конкретных заданий (в принципе, можно счесть это тоже вопросом координации).

Потребность в более точном целеполагании:

«Более конкретно сформулировать выдачу результата. Что должно получиться в конце? Общий файл со ссылками или статьи и визуализации?»

«Определение четкой цели — более узкая тема наверно должна быть. К примеру, если бы все сосредоточили только на ВУЗах России и поставить цель сформировать БД с геопривязкой ВУЗов РФ, специальности, предметы и т.п»

Также выражалось мнение, что если было больше времени, то было бы больше возможностей для самоорганизации.

Выводы и перспективы

Как легко заметить, далеко не все результаты экспедиции сводятся к заявленной изначально цели. Иными словами, в ходе экспедиции участники осваивали те инструменты, методы и направления работы с данными, которые им казались наиболее на тот момент наиболее важными и интересными. С одной стороны, это совершенно нормально. У подобных проектов нет и не может быть жесткого регламента – у людей есть возможность учиться именно тому, чему они хотят. С другой стороны, это отчасти стало проблемой, которую описали как «отсутствие координации», и вызвало общее впечатление, что времени не хватило, а также ощущение дизориентированности у некоторых участников.

В дальнейшем, чтобы это преодолеть этот момент, мы будем пробовать различные форматы экспедиций, как-то, например:

  • однодневные интенсивные с четким распределением ролей и задач
  • продолжительные (в несколько недель) экспедиции с введением позиции координатора – постоянного или сменного
  • экспедиции-мастер-классы – с участием инструктора-добровольца
  • экспедиции по заранее спланированной схеме и регламентированными заданиями

Мы также будем разрабатывать способы регистрации достижений, пусть даже самых маленьких, чтобы те участники, которым это нужно, могли оценивать свой прогресс.

Далее, мы будем работать над созданием системы презентации полученных навыков и признания имеющихся. Как один из вариантов это может быть опробованная в международной практике система бейджей.

Для экспедиций с большим количеством участников необходимо будет разработать схему распределения людей по группам и модель возможного взаимодействия между группами.

About these ads

6 comments

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s